Главная / Новости о спорте / «Царица Тамара на троне фигурного катания». К юбилею Тамары Москвиной

«Царица Тамара на троне фигурного катания». К юбилею Тамары Москвиной

Сегодня свой юбилей празднует Тамара Николаевна Москвина (в девичестве Братусь).

Она родилась 26 июня 1941 года в Ленинграде, уже ощутившем первое дыхание войны. Почти сразу после ее рождения семья была эвакуирована на Урал, а после войны вслед за главой семьи — инженером-подполковником — уехала в Хабаровск.

По возвращении в Ленинград жить пришлось в общежитии. На коньках Тамару научил кататься отец, а когда она узнала о существовании секции фигурного катания на стадионе «Буревестник», пришла туда заниматься. Ее первым тренером был Иван Иванович. Богоявленский, который привил ей любовь к этому виду спорта.

На занятиях хореографией. 1960 год

Открытка с пожеланием успехов Тамаре Братусь, подписанная Ириной Люляковой, Дагмар Лерховой (ЧССР), Ниной Жук и ?. 1960 год

 С 1957 г. у Тамары появился новый тренер – Игорь Борисович Москвин, под руководством которого она дважды становилась серебряным призером первенства страны (1960 и 1961 гг.), чемпионкой СССР 1962-1966 гг.  и чемпионкой Зимних спартакиад народов СССР 1962 и 1966 гг.

1963 год

 Лед связал Тамару и Игоря Борисовича не только профессионально: В 1964 г. тренер и ученица создали семью, и в том же году Игорь Борисович стал тренером пары Тамара Москвина — Александр Гаврилов. На чемпионате СССР 1965 г. Тамара стала чемпионкой и в одиночном, и в парном катании.

В день бракосочетания. 1964 год

Была она и участницей четырех чемпионатов Европы, однако особых успехов там не добилась (1960 г. – 27-е место, 1962 г. – 19-е место, 1963 г. – 20-е место и 1965 г. – 14-е место).

Правда, стоит отметить, что в произвольном катании она всегда отличалась творческим подходом, и именно ей принадлежит первенство в создании элемента, без которого нынче немыслимо представить женское фигурное катание – пируэта Бильман.

Тамара Москвина и Алексаедр Гаврилов — чемпионы СССР 1965 года в парном катании 

 На вопрос, почему этот элемент не носит имени его создательницы, в одном из интервью Москвина ответила так: «Тогда фигурное катание еще не было у нас так развито, чтобы достойно выступать на международной арене. И, конечно, никто и никогда не обращал внимание на какую-то девочку из СССР, которая делает элемент, который позже назовут Бильман. А так — я подсмотрела этот элемент в гимнастике. И подумала, что хочу перенести его на лед. У меня даже есть фотография с 1960 года, опубликованная в немецкой газете и там написана моя фамилия. А вот тренер будущей Бильман, когда тренировал ее, сказал, что помнит русскую девочку, которая так делал. И предложил его исполнить».

ЧЕ 1965 года

В 1966 г. Тамара решила окончательно переключиться на парное катание, поскольку в одиночном катании, значительную часть которого составляла «школа», надо было очень рано приходить на лед для тренировок. На семейном совете было решено, что одиночное катание занимает слишком много времени и стоит попробовать заняться парным.

 С 1967 г. Москвина стала тренироваться и выступать с новым партнером — Алексеем Мишиным. У пары сразу же появилось свое лицо: экспрессивный, в чем-то даже авангардный стиль как нельзя лучше соответствовал физическим и техническим данным партнеров.

«Цыганочка». 1967 год

Вот как вспоминал о своих творческих поисках в работе с Тамарой и Алексеем их тренер Игорь Борисович Москвин: «Мне стоило большого труда не свернуть на привычную для меня стезю, связанную с манерой катания Олега и Милы. За долгое время совместной работы с этой парой у меня сформировались определенные принципы решения творческих задач, подходы к подготовке программ, созданию образов. Но Леша и Тамара – это совсем другое. Мы искали новые способы выразительности, и со временем у ребят сложился свой, очень узнаваемый почерк.

Помню, вышел на экраны фильм «Раз, два, три». Он состоял из трех новелл, одна из которых шла под музыку известного танца «матчиш». В сюжете новеллы использовались и медленные, и быстрые части, что позволяло сделать интересную программу.

1967 год

 Мне удалось записать эту музыку. Самодеятельность, конечно, чистой воды. Я пришел к киномеханикам, заручившись звонком из партийной организации с просьбой оказать содействие. Прямо в будке механики подсоединили какие-то проводки к аппаратуре и записали фонограмму на мой магнитофон.

На эту музыку мы и сочинили номер. Костюмы придумали. Шляпки, рукава сеточкой. И рукава, и колготки сделали из рыбной сетки. Музыку я монтировал сам.

1968 год

 С ребятами работала хороший хореограф – Елена Дмитриевна Рожкова. Она прекрасно чувствовала музыку, понимала, за счет каких акцентов создается вот такой вот стиль – «инженю». Чисто двигательно к ним не мог придраться ни один судья. Все как надо – вытянутые ноги, поднятые головы, правильный поворот головы, лицо, руки…

Так что хорошая получилась программа. Как раз то, что надо именно для этой пары, для их индивидуальности. Потом уже мы развивали это направление, четко двигались по выбранному пути. Появились новые программы, та же «Цыганочка». Это сильно отличалось от того, что делали Олег и Людмила» (Л.Чернышова. «Алексей Мишин. 6.0», СПб, 2007).

1968 год

Пара Москвина – Мишин быстро прогрессировала. Их выступление на Всемирной зимней универсиаде 1966 г. принесло им бронзовые награды. В 1967 г. они стали серебряными призерами чемпионата СССР и успешно дебютировали на ЧЕ в Любляне, где заняли 6-е место, покорив публику своим показательным цыганским танцем.

В 1968 г. Тамара и Алексей – вновь серебряные призеры чемпионата СССР.

 На ЧЕ в Вестеросе фигуристы совершили невероятный по тем временам скачок на серебряную ступень пьедестала почета после 6-го места в короткой программе, а затем были 5-ми на ОИ и 4-ми на ЧМ.

1968 год

 А в сезоне 1969 г. Тамара и Алексей стали авторами самой неожиданной сенсации: на чемпионате СССР выиграли у дотоле недосягаемых Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова!

Тамара Москвина и Алексей Мишин — чемпионы СССР 1969 года. На пьедестале почета вместе с Людмилой Белоусовой — Олегом Протопоповым и Ириной Родниной — Алексеем Улановым

 На ЧЕ Москвина-Мишин были 3-ми, а на ЧМ — 2-ми, вновь обыграв Белоусову и Протопопова. У этого дуэта было множество поклонников, во многом благодаря великолепным показательным танцам «Цыганочка» (1967 г.) и «Хромой король» (1969 г.).

Оценивая свои успехи в парном катании, Москвина вспоминала: «Наша команда с самого начала создавалась правильно. Я была чемпионкой страны, Алексей — второй или третий. То есть оба — из сильнейших фигуристов в Советском Союзе. Игорь Борисович Москвин — опытный тренер, который к тому времени уже воспитал олимпийских чемпионов.

ЧМ 1969 года

 Мы были оба взрослые, сложившиеся люди. Я уже вышла замуж, мне приходилось скорее заканчивать тренировку и бежать по хозяйственным делам, готовить обед мужу. Алексей учился, причем в очень серьезном институте, приходилось много готовиться, сдавать экзамены. То есть все слагаемые, все предпосылки были успешными, потому и пара получилась успешная.

Не надо забывать о том, что мы занимались вместе в одной группе с Белоусовой и Протопоповым. Каждый день могли наблюдать, как они работают, и у них учиться. Конечно, самые классные, самые красивые показательные номера получались у них. На этом пути догнать их не смог бы никто. Нам приходилось искать что-то новое, чтобы отличаться, чтобы наши номера не могли сравнивать. Ясно, что мы проигрывали им в стиле, во внешнем виде и так далее. Да и в мастерстве поначалу сильно проигрывали. Они же все-таки были скатанная пара, а мы — нет. Поэтому мы хитрили, выбирали модные мелодии, как-то инсценировали их…

Показательный танец «Хромой король». 1969 год

 Одна из самых модных тогда песенок – «Король с войны возвращался домой». Мы поставили на нее номер, а кроме того, придумали костюмы — кивера, военные мундиры. Поначалу брали внешней атрибутикой, а не высоким мастерством. Много занимались хореографией. К нам приглашали известных хореографов. Я вообще-то не очень актерский человек. Все, что мы показывали на льду, оттачивалось, было научено и разучено, крепко оттренировано» (Л.Чернышова. «Алексей Мишин. 6.0», СПб, 2007).

 А вот что говорил о Москвиной ее давнишний приятель и одноклубник Владимир Куренбин: «Алеша, помню, подшучивал: «Тамара! Не подъезжай близко к бортику, тебя же не видно». Она такая миниатюрная, изящная была, как статуэтка. И где только помещалось столько энергии, динамизма?

1969 год

 Она очень старалась утвердиться и там, и тут — во всем, за что бы ни бралась. Это хорошее качество. Она просто трудоголик. Работала по 24 часа в день, всегда. Если она не вставала в семь часов утра, считала, что в этот день себя обокрала.

Интервью Дику Баттону после проката произвольной программы на ЧМ 1969 года

Она постоянно должна была что-то делать — вязать, учить английский. Она не сидела просто так на собраниях, как мы. Она обязательно что-то еще в это время делала — читала, вязала, конспектировала. Мы ехали в метро и болтали друг с другом, а она учила английский язык. Я много с ней занимался языком, она меня часто просила помочь, потому что я закончил английскую школу. Тамара творческий человек и очень целеустремленный. Она вырвет победу — любым способом». (Л.Чернышова. «Алексей Мишин. 6.0», СПб, 2007).

  Уйдя из большого спорта, Тамара Николаевна, окончившая к тому времени институт изкультуры им. Лесгафта, стала тренером. Защитила кандидатскую диссертацию. А еще родила двух дочерей — Ольгу (1970) и Анну (1974).

Тамара и Игорь Москвины с дочерью Ольгой и чехословацким фигуристом Ондреем Непелой. 1971 год

 С 1971 по1987 гг., помимо тренерской работы, Тамара Николаевна преподавала в ГДОИФК им. Лесгафта, опубликовала ряд методических и учебных пособий.

Начало 1980-х гг.

Но весь мир знает ее, прежде всего, как выдающегося тренера, чьи ученики не раз побеждали на самых крупных соревнованиях. Первые тренерские успехи пришли к ней вместе с парой Ирина Воробьева – Александр Власов, завоевавшей «серебро» на ЧЕ и ЧМ 1977 г. Ирина Воробьева – Игорь Лисовский победили на ЧЕ и ЧМ 1981 г., а их тренеру присвоили звание Заслуженного тренера СССР. Следующей «звездной» парой Москвиной стали Елена Валова и Олег Васильев — трехкратные чемпионы мира и олимпийские чемпионы 1984 г. Их эстафету подхватили Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев — олимпийские чемпионы 1992 г. и серебряные призеры ОИ 1994 г., а затем и Оксана Казакова и Артур Дмитриев, выигравшие ОИ 1998 г.

Тамара Николаевна со своими учениками Натальей Мишкутёнок и Артуром Дмитриевым. 1988 год

Последними (хочется верить, что только по времени!) олимпийскими чемпионами, воспитанными Москвиной, были Елена  Бережная и Антон  Сихарулидзе (2002 г.). А были еще серебряные призеры ОИ 1994 г. Елена Бечке и Денис Петров, чемпионы Европы 2010 и 2015 гг. Юко Кавагути и Александр Смирнов. С последней парой Тамара Николаевна продолжает свои творческие поиски, и дуэт с каждым сезоном демонстрирует все более зрелые и интересные программы.

С Юкой Кавагути и Александром Смирновым. 2005 (?) год

У Тамары Николаевны множество различных наград и знаков отличия. В 2003 г. ей было присвоено звание почетного гражданина города Санкт-Петербурга.

С бывшим учеником Олегом Васильевым. 2015 год

 Энергии, творческой неуспокоености, стремлению к совершенству этой маленькой хрупкой женщины могут позавидовать многие более молодые ее коллеги. Ее хватает на все: работу на катке с учениками, увлечение музыкой (она сама закончила музыкальную школу по классу фортепиано), балетом, участие в составлении контрактов ее учеников и работу на приусадебном участке. Наверное, всего этого было невозможно достигнуть, если бы Тамара Николаевна не чувствовала за собой надежного «тыла» — поддержки своей дружной семьи — мужа, дочерей, сестер, внучки.

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий