Главная / Финансы / Ледокол «Лидер» – ключ к доминированию в Арктике

Ледокол «Лидер» – ключ к доминированию в Арктике

По части ледопроходимости российские ледоколы впереди планеты всей

Крыловский государственный научный центр завершил разработку эскизного проекта нового российского ледокола «Лидер», который сможет обеспечить круглогодичную работу в высоких широтах арктического региона.

Ведущий эксперт Центра анализа стратегий и технологий Максим Шеповаленко констатирует, что к уровню российского ледоколостроения никто не подходит даже близко.

«По части ледопроходимости российские ледоколы впереди планеты всей», — полагает Шеповаленко.

В отличие от ледоколов других проектов, в частности – 22220(«Арктика», «Сибирь», «Урал»), которые в настоящий момент строятся, у ледокола «Лидер» ледопроходимость не 2,5 метра, а 3.

«Это актуально для паковых льдов восточной части северного морского пути, поскольку в западной части – худо-бедно справлялись ледоколами старых типов», — считает Шеповаленко.

Соответственно,  ледокол «Лидер» будет иметь функциональную возможность обеспечить круглогодичную навигацию на всем протяжении северного морского пути, а восточная его часть станет его персональной зоной ответственности.

Последние потуги американцев, которые заявили о своих интересах в Арктике, пока не подтверждаются их возможностями.

«Американские ледоколы – дизель-электрические,  что дает целых два недостатка: они не атомные – это раз, у них ограниченная автономность – два, при этом у США – два ледокола в рабочем состоянии, а один в ремонте», — отмечает Шеповаленко.

Поэтому, при всем желании, по мнению Шеповаленко, американцы сходу ничего не смогут сделать.

Тем более, в ледоколостроении более-менее последовательны, т.е. выпускают технику поколение за поколением – Россия, Финляндия и отчасти Швеция. Можно вспомнить немцев, но это не сердцевина их компетенции – они великолепно строят дизель-электрические подводные лодки, другие корабли, но не ледоколы.

При этом, ледовые условия в Балтийском или Северном морях не сопоставимы с российской Арктикой.

«Паковые льды – это паковые льды. Это самое сложное, что может быть в арктическом судоходстве», — резюмирует Шеповаленко.

Директор Европейской программы Хизер А.Конли считает, что задача исследования Арктики в настоящий момент является одной из главных в российской национальной стратегии.

Российская Арктика дает 20 процентов российского ВВП, 22 процента российского экспорта и это дом для двух миллионов российских граждан, поэтому будущее российской экономики зависит от тщательного освоения этого региона.

По мнению Конли, ставки в Арктики очень высоки – после того, как события на Украине вызвали напряженность в отношениях между России и Западом, последний может попытаться оспорить российские амбиции в арктических широтах.

Эксперт World Review Люк Коффи отмечает, что стратегическим интересом России в Арктике является защита уже найденных и потенциальных энергетических ресурсов, на которые будут, так или иначе, претендовать страны НАТО.

При этом, пока не стоит думать об окупаемости проекта. Например, пройдет еще много времени, пока северный морской путь станет коммерчески выгодным – в 2014 году через него прошло только 23 корабля, в то время, как через Суэцкий канал 17 тысяч.

И именно для того, чтобы обеспечить новый транзит и будут создаваться новейшие ледоколы типа «Лидер».

Источник: rueconomics.ru

Добавить комментарий