Главная / Экономика / Проблемы градостроительства в Московской области

Проблемы градостроительства в Московской области

Градостроительство – не исключительно прерогатива столиц. Города и регионы любых размеров живут по общим градостроительным законам. В начале изменений после перестройки многое находилось почти в забвении – большое число проектных институтов были распущены, главные архитекторы утратили большую часть своих полномочий и функций. Но постепенно архитектурное проектирование, несмотря на нехватку специалистов, вышло из кризиса. При этом некоторым регионам удается выступать со своими градостроительными инициативами.

Цели и задачи

В Московской области наиболее важным событием стал принятый в закон «Об областной целевой программе «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года». Это легальная основа для всей градостроительной деятельности в регионе. Несмотря на указанную в названии дату, речь идет о проектах, которые охватят гораздо больший срок – возможно, до конца столетия.
На основании закона мы переходим к планированию в области устойчивого пространственного развития, учитывающего потребности не только нынешнего, но и грядущих поколений. Отсюда – требования бережного отношения к ресурсам, топливу и сырью, запасы которых ограничены. А что такое территория? Это тот же крайне ограниченный ресурс. Поэтому принятый закон обязывает градостроителей брать за основу в своей работе принципы, полностью соответствующие общеевропейским, официально утвержденным Советом Европы.

Закон требует от всех субъектов градостроительной деятельности – от инвестора до индивидуального застройщика – соблюдения единых правил игры. Вторым важным событием стала разработка и утверждение «Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области». Эта работа осуществлялась в рамках уже упомянутого закона. Его официальному утверждению предшествовало общественное обсуждение, в котором приняли участие все муниципальные образования области, общественные организации, научные и проектные институты и СМИ.

Высказывались замечания, порой достаточно критические, которые мы постарались учесть в окончательной редакции, но в целом «Основные направления» получили высокую оценку. Еще одним событием стало принятие Правительством РФ предложенной концепции развития Московской кольцевой автомобильной дороги. Председателем правительства уже отдано распоряжение о разработке предпроектной документации. Это не только поможет решить транспортные проблемы, но станет основой для срединных и периферийных территорий региона.

Кроме того, она интегрирует российскую и общеевропейскую автодорожные сети, в частности панъевропейские коридоры №2 «Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород – Екатеринбург» и № 9 «Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – юг России». Кроме того, наличие современной автомагистрали, обходящей Москву с запада, решит проблему организации еще одного международного транспортного коридора – «Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород».

Градостроительные проблемы

Именно основным градостроительным проблемам посвящены все последние разработки, и в первую очередь проект развития МКАД. Для начала – это загруженность подмосковных автодорог. Ни расширение федеральных трасс, ни прокладка параллельных им платных дорог проблему не решит. Предлагается, как говорят шахматисты, многоходовая комбинация. Ее цель – постепенное превращение существующей радиально-кольцевой структуры в сетевую, в которой хордовые магистрали, идущие в обход центра области и Москвы, помогут разгрузить головные участки всех федеральных трасс.
Предполагается, что впоследствии от МКАД будут проложены новые магистрали, ведущие в удаленные части области и через них в соседние регионы. Однако рано или поздно быстро растущий парк индивидуального и коммерческого автотранспорта запрудит любые дороги. Частично проблема может быть разрешена за счет введения дифференцированных скоростных режимов, частично – за счет развития традиционных и новых видов общественного транспорта, например мини-метро или скоростного трамвая.

Но принципиальное решение лежит гораздо глубже: необходимо коренным образом изменить мотивацию поездок. Речь идет о децентрализации – на периферии нужно создать достаточное количество привлекательных мест для работы и отдыха, а также пересадочные узлы. Тогда отпадет необходимость часто посещать центр. Все это будет концентрироваться в так называемых узлах ускоренного развития, где предполагается создать более полумиллиона новых рабочих мест, обеспеченных жильем и необходимой инфраструктурой.

Вслед за транспортным изменится и поселенческий каркас – он перестанет быть радиально-кольцевым, и ценность любой точки не будет определяться близостью к центру. Скорее всего, будет сформирована сеть практически равноправных узлов. Теперь можно поговорить и о качестве среды обитания. Хорошо известна философия спального района или пригорода, базирующаяся на осознании вторичности места проживания человека по отношению к центру, и, как следствие, пренебрежение к этому месту, часто сочетающееся с завистью. Это культурная проблема? Да, но она имеет и градостроительные решения.
В наших силах уберечь местные ландшафты, причем не только природные, но и городские и сельские. В Московской области есть много центров традиционных искусств, всемирно известных архитектурных комплексов и целых поселений, и в то же время – внешне безликих городов. Но действительно ли они безлики? Ведь любой из них имеет свою историю. При проектировании узлов развития необходимо подчеркнуть местные особенности и помочь каждому поселению обрести свою самобытность. Иными словами, сделать его если не известным, то узнаваемым.

Будущее региона

Будущее региона представляется следующим образом. Прежде всего, Московская область – регион высоких технологий, в нем созданы и успешно функционируют наукограды, такие, как Дубна. В перспективе количество городов науки, технопарков, международных ярмарочных и выставочных центров будет расти, для чего в области имеются квалифицированные кадры, научные и образовательные организации, надежные отечественные и зарубежные инвесторы .

Уже сейчас появилась тенденция к переносу из Москвы в Подмосковье головных офисов крупных компаний – в первую очередь, связанных с высокими технологиями. А это означает, что увеличится приток инвестиций в жилищное строительство, инфраструктуру, объекты рекреации. К тому же Московская область – это часть Европы, с этим связаны совместные проекты, международный туризм, научное и культурное сотрудничество. И самое важное, – это регион устойчивого развития. Необходимо стремиться к тому, чтобы обеспечить гражданам высокое качество жизни.

Источник: delovoy-kvartal.ru

Добавить комментарий