Главная / Аналитика / Должников за руль не пустят

Должников за руль не пустят

Закон о временном лишении должников водительских прав — до погашения ими задолженности по алиментам и штрафам, сумел заручиться в среду поддержкой в Совете Федерации. Хотя многие представители общественности лелеяли надежду, что сенаторы все-таки отклонят резонансный документ и доработают его в нужном направлении.

Так, в недавнем прошлом сенатор, а ныне статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Константин Добрынин ранее предупредил своих бывших коллег о высокой коррупциогенности нового закона, что, по его словам, на практике может обернуться злоупотреблениями со стороны недобросовестных правоприменителей.

Впрочем, сенаторы подобные риски не обнаружили, по крайней мере, два профильных комитета и правовое управление верхней палаты пришли к выводу, что закон «чистый» и не будет подталкивать приставов к мыслям о взятках. В Совфеде, напротив, убеждены, что новая мера станет превентивной и будет мотивировать должников быстрее расплачиваться по долгам.

Напомним, согласно закону, временно лишиться водительских прав за неуплату долгов по алиментам и штрафам можно будет не только владельцам автомобилей, но и других транспортных средств — вплоть до вертолетов и яхт. Для этого достаточно не погасить задолженность в установленный срок и без уважительных причин.

Речь идет не обо всех долгах, но их круг, тем не менее, широк. Это решения судов о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, говорится в документе.

«Закон носит ярко выраженный социальный характер и защищает в первую очередь детей и престарелых родителей, а также пострадавших от преступлений», — заявил сенатор Олег Цепкин. Ему вторила и спикер Совфеда Валентина Матвиенко, которая призналась, что ее до глубины души возмущают граждане, которые не платят алименты и «разъезжают на «мерседесах».

То, что по долгам надо платить, признали и другие сенаторы. Между тем, некоторых из них беспокоил вопрос о том, не нарушает ли принимаемый закон базовые права граждан. «Что говорит Верховный суд? — поинтересовался на заседании сенатор Антон Беляков. — Потому что говорят, что тут нарушаются конституционные права — на свободу передвижения, владение имуществом и т.д.».

Но пришедший на заседание палаты директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков заверил, что никакой «правовой коллизии» в документе искать не стоит. «Закон согласован со всеми инстанциями», — сказал он, добавив, что права у граждан, конечно, есть, но они могут быть ограничены государством для защиты интересов всех граждан и общества. Должники же нарушают фундаментальные права законопослушных граждан, когда отказываются платить долги. «Так что баланс интересов полностью соблюден», — подчеркнул Парфенчиков.

Других сенаторов больше интересовала практическая сторона вопроса. Так, сенатор от Калининградской области Николай Власенко заявил, что даже если гражданин заплатит штраф, не факт, что он тут же «слетит из базы при выезде за границу». «Не доходит быстро информация до баз — это сплошь и рядом», — возмутился сенатор.

На что директор ФССП ответил, что и эта проблема будет решена уже в скором времени, включая информирование гражданина о наличии не погашенного долга еще при покупке билета на самолет. К тому же он пообещал, что приставы будут добрее относиться к должникам. Начиная с того, что отобрать права нельзя будет у водителя, который получил штраф не через суд, а в административном порядке. Мало того, пристав будет обязан уведомить должника о перспективе лишиться прав лично — с предъявлением под роспись отдельного постановления, а также заслушиванием всех претензий насчет долгов. То есть, такие ситуации, когда человек и не в курсе, что у него есть непогашенный долг, а пристав уже пришел за правами, исключены, заверил Парфенчиков.

В Совфеде также намерены проработать вопрос о повышении минимального порога долга, по достижении которого гражданин рискует потерять право садится за руль. Сейчас он составляет всего 10 тыс. рублей. «Это мало», — убежден сенатор от Ивановской области Валерий Васильев, который предложил повысить планку до 50 тыс. рублей.

В остальном сенаторы не возражали против принятия закона, тем более что он содержит ряд исключений, прямо запрещающих отбирать права у должников. Среди них, например, использование автомобиля в качестве средства для заработка.

Если закон подпишет президент, то он вступит в силу уже с 15 января 2016 года. Ранее в Госдуме подсчитали, что под его действие подпадут как минимум 350 тысяч должников.

Елена Земскова

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий